1–1,5 года ребёнку

Вашему малышу исполнился год. Он подрос, уже говорит и ходит. «Самое страшное позади» — успокаивают родственники и друзья. Да вы и сами так думаете. На первый взгляд забот по уходу за ребёнком становится меньше. Но это только на первый взгляд…

Физическое развитие

На втором году жизни темпы роста ребёнка несколько замедляются. Теперь своего развития требует уже умственная сфера. Масса тела увеличивается в среднем на 30–50 г в неделю, что составляет около 1–1,5 кг в полугодие. Для сравнения за первый год жизни малыш приобрёл в массе приблизительно 7 кг. Иногда родители беспокоятся, что в течение месяца ребёнок совсем не поправляется. Если ваше чадо это «сгусток энергии», то за подвижность расплатой будет дополнительное количество сжигаемых калорий. Это и проявляется замедлением в приросте массы тела. Если малыш чувствует себя хорошо, активно интересуется окружающим, нормально ест и спокойно спит, то не стоит волноваться по этому поводу. Со временем всё нормализуется.

За 1 полугодие второго года жизни рост детей увеличивается на 3–5 см. Причём в дальнейшем этот процесс замедляется. Иногда в течение нескольких месяцев рост может оставаться неизменным. Не забывайте, каждый ребёнок уникален и развивается по своему индивидуальному графику.

Чтобы определить, правильно ли развивается ребёнок, вместе с весом и ростом педиатры всегда оценивают показатели пропорциональности тела. Так, например, окружность грудной клетки должна быть больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.

Здоровье

Хрящевая ткань скелета начинает заменяться костной, происходит так называемое «окостенение» позвоночника и конечностей. Это довольно длительный процесс. Поэтому уже с раннего возраста необходимо следить за осанкой ребёнка и достаточным объёмом его движений.

Совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В частности уменьшается частота сердечных сокращений, увеличивается объём лёгких, замедляется частота дыхания. Такие изменения в работе внутренних органов повышают вероятность лёгких нарушений их функций.

Продолжают доставлять неприятности прорезающиеся зубы. К году ребёнок должен иметь 8 зубов, за следующие полгода добавляются ещё 8. А к двум годам должны появиться все 20 молочных зубов. Хотя полностью процесс прорезания зубов завершится только к 2,5 годам. Большинство детей в этот период бывают капризными. Они переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна и аппетита. Если не помочь ребёнку в эти тяжёлые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать постоянными и даже перерасти в психические расстройства.

Сон

Ночью ребёнок этого возраста должен спать по 10–12 часов. Кроме того, некоторые дети днём спят всё ещё 2 раза, по 1–1,5 часа.

Укладывая ребёнка вечером спать, многие родители испытывают трудности. Здесь пригодится следующая схема. Необходимо соблюдать некий «ритуал» подготовки ко сну. Сначала гигиенические мероприятия, после чего переодевание в пижаму, затем «вечерняя сказка» и, наконец, пожелание «спокойной ночи». После этого малыш должен привыкнуть, что родители уходят в свою комнату. При необходимости, можно повторять такой «ритуал» до тех пор, пока ребёнок не заснёт. Полезно также проявлять инициативу и, например, напевать под собственную мелодию детские стихотворения. Это не только поможет спокойному засыпанию, но и снабдит ребёнка информацией для осмысления жизни.

Общение и познание мира

Малыш этого возраста уже знает некоторые слова, называет вещи своими именами. Причём, из разных значений одного слова он выбирает только определённые свойства, наиболее характерные для данного предмета, часто те с которыми впервые познакомился. Например, собака — это Бобик, который живёт во дворе и никакой другой. Только когда ребёнок повзрослеет, он поймёт, что собака это животное с четырьмя лапами, которое умеет гавкать. Причём, этим словом можно называть всех похожих животных.

К этому времени у детей достаточно чёткие представления о родителях, о еде, об окружающем мире и игрушках. Они начинают ассоциировать предметы с набором звуков, которые часто произносят окружающие. Поэтому важно чтобы родители, разговаривая со своим ребёнком, произносили слова правильно, как принято в литературной речи. «Детский язык» употребляемый окружающими (например, «биби» — вместо «машина», «цаца» — «игрушка») во-первых не облегчает малышу понимания сказанного, как некоторые ошибочно считают, а во-вторых препятствует формированию правильного словаря ребёнка. Ведь, овладевая речью, малыш изучает абсолютно новые для себя слова. И позже, если он усвоит именно такие неправильные названия предметов, то его придётся переучивать.

Подводим итоги. Ребёнок этого возраста знает от 30–40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Он хорошо понимает речь взрослых. К 1,5 годам резко растёт объём его как активного, так и пассивного словаря. А к двум годам дети уже понимают практически все слова, которыми взрослые называют окружающие предметы, свои и чужие действия.

Сейчас важно много и часто разговаривать с ребёнком. Для него каждое слово и фраза теперь обретают особое значение. Период от 1 до 3 лет является определяющим для психического развития и в частности развития речи. Если в это время дети редко слышат родную речь, не практикуются в произношении слов и предложений, то в дальнейшем это обязательно скажется на их учёбе в школе.

 
02/07/2011
Источник: www.rebenok.info
Популярные статьи