Эмоциональное развитие плода

Наука идет вперед семимильными шагами. Еще каких-то сто лет назад известный психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что психическая жизнь человека начинается после рождения. С большими оговорками он соглашался с мнением о появлении эмоций у плода во время родов. Но если бы нашелся такой смельчак, который высказал догадку о существовании эмоций у плода во внутриутробной жизни, его подняли бы на смех, обвинили в невежестве и посчитали бы душевнобольным.

Однако сейчас уже никого не удивишь этим сообщением. Мало того, в психологии существует отдельное направление – перинатальная психология, изучающая чувства, эмоции, развитие сознания у человека еще до его рождения. В настоящее время благодаря современным методам наблюдения за плодом достоверно известно, что развивающийся в утробе ребенок наделен собственным сознанием, способен чувствовать и отвечать на внешние воздействия определенными реакциями.Уже в 8-9 недель появляется и развивается кожная чувствительность и эмбрион ощущает тепло амниотической жидкости и воздействие ее волн на тельце.

На 4-м месяце плод уже имеет вкусовую чувствительность, отвечая на горький вкус околоплоидных вод гримасой недовольства и урежением глотания. Но стоит маме выпить чайку с большим куском торта, как малютка начинает глотать и причмокивать от удовольствия.

На 16-й неделе беременности у плода появляется реакция на звуки. Различать звуки по-настоящему он научится только после 24-й недели, когда закончится формирование органов слуха, но сейчас он воспринимает звуковые вибрации через кожу. Младенец не только слышит звуки, он еще и запоминает те из них, которые неоднократно повторяются.

Новорожденный, которому едва исполнилось 3-4 часа, успокаивается, как только услышит материнский голос, а частота сердцебиений у него замедляется. Ведь голос мамы – один из немногих знакомых и утешительных звуков в новом для него мире. Успокаивающим действием на новорожденных обладают привычный стук материнского сердца и даже урчание кишечника – именно на этом звуковом фоне прошла вся его предыдущая жизнь.

Очень важно в этот период познакомить ребенка с голосом отца. Он слышит голос папы извне, когда происходит общение родителей между собой, но этого недостаточно. Плод должен воспринимать звуки отцовского голоса, обращение непосредственно к нему и подкрепленные поглаживаниями, постукиваниями, поцелуями маминого животика.
К концу второго триместра глаза у ребенка полностью сформированы, но пока не налажена их связь с головным мозгом, о настоящем зрении не может идти и речи, хотя чувствительность к свету уже имеется: при попадании на живот яркого света плод активно двигается в поисках укромного местечка и зажмуривает глаза. Они откроются только на 27-й неделе, когда ребенок сможет различать черный, белый и серый цвета, будет отличать день от ночи и увидит смутные очертания своих рук и пуповины.

Во втором триместре устанавливается и крепнет эмоциональная связь между матерью и ребенком. Каждая эмоция, переживаемая мамой, через соответствующий гормон передается плоду, и он своим поведением сообщает ей о своей радости или недовольстве. Особенности поведения плода, отражающие его отношения с матерью, можно наблюдать с помощью аппарата УЗИ. На основе этих наблюдений смонтированы фильмы, демонстрирующие насыщенную событиями внутриутробную жизнь и реакцию плода на изменения, происходящие в организме матери. Негативные эмоции, страх и гнев матери вызывают у плода судорожные движения, учащение пульса, редкие «дыхательные» движения. Хронический стресс, на фоне которого протекает беременность, повышает уровень кортизола в крови матери и плода, формируя плацентарную недостаточность и условия для развития гипоксии плода. Такие дети растут беспокойными и тревожными.

Очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром. Беременность не окружает женщину защитным панцирем , а, напротив, делает ее более чувствительной к трудностям повседневной жизни. Поэтому обиды, огорчения, перепады настроения неизбежны на этом длинном и нелегком пути, а ваш жизненный опыт становится жизненным опытом вашего малыша. Прежде всего вы должны себе внушить, что самая важная для вас задача – выносить и родить здорового ребенка и все горести и неприятности, вместе взятые, не стоят того, чтобы «зацикливаться» на них и жертвовать здоровьем не родившегося еще малыша.

Если вам все же пришлось понервничать, испытать сильные негативные эмоции, постарайтесь успокоиться и извиниться перед ребенком за доставленное ему беспокойство.
Лучшее, что может сделать мать для своего будущего ребенка, - желать его всей душой, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи. Старайтесь вести спокойный образ жизни, читать добрые книги, слушать спокойную мелодичную музыку, наслаждаться видами природы.

Возьмите за правило вести ежедневные беседы с малышом. Рассказывайте о своем самочувствии и настроении, о погоде за окном и планах на выходные, о покупках и визитах к родителям. Многие женщины не сразу могут преодолеть психологический барьер, препятствующий общению с плодом. Это свидетельствует о психологической неготовности женщины стать матерью. Общение с малышом необходимо не только ребенку но и маме для установления более полной и крепкой связи с ним. Не бойтесь, у вас все получится. Надо только преодолеть смущение и сделать первый шаг, вернее, произнести первое слово. По вечерам подключайте к беседам вернувшегося с работы папу. Вскоре вы заметите, что малыш принимает активное участие в беседе, постукивая кулачком или пяточкой в том самом месте, где вы положили руку на животик. Наблюдения за плодом во время УЗИ показывают, что его голова движется вслед за рукой отца, поглаживающего живот.

Общение родителей с ребенком в период внутриутробного развития формирует у него чувство защищенности и уверенность в доброжелательном отношении к нему окружающего мира.
 

 
27/07/2011
Источник: книга "Мать и дитя", Л.Ш. Аникеева, 2010
Популярные статьи