Если ребенок заикается...

Во всем мире заикается примерно каждый сотый взрослый и каждый пятидесятый ребенок. Вы должны помочь своему ребенку преодолеть этот недуг, чтобы он не остался в беде одиноким. Что же мы знаем о заикании?

Прежде всего — это, расстройство, которое проявляется в виде различных запинок речи (остановок, повторения слов и слогов).

Их количество может быть различным у заикающихся, и в некоторых случаях у одного и того же человека оно зависит от конкретной обстановки. Самостоятельные попытки преодолеть этот недуг обычно не приносят ощутимых результатов.

Заикание возникает под действием определенных условий, например, тяжелого заболевания, сильного испуга, родовой травмы. Предрасположенность к заиканию может носить семейный характер и наблюдается примерно у каждого четвертого заикающегося ребенка. Мальчики заикаются в 3 раза чаще девочек.

Заикание, ускоренный темп речи с нечетким проговариванием слов относят к болезням развития, так как они возникают в период развития или освоения речи. В девяти десятых случаев заикание возникает в возрасте до 10 лет. Это тот период жизни, когда ребенок с наибольшей легкостью усваивает любой язык.

Заикание достаточно часто зависит от волнения ребенка, которое приводит к увеличению количества запинок, что, в свою очередь, усиливает волнение. Таким образом, спокойная обстановка, размеренная речь могут способствовать устранению или уменьшению приступа заикания.

Если заикание не лечить, оно может приобрести хронический характер. К сожалению, многие родители обращаются за помощью к малоквалифицированным или вовсе не имеющим специальной подготовки людям, усвоившим только несколько простых приемов.

Лечение этого заболевания проводится комплексно, кропотливо и длительно. И чем старше ребенок, тем его лечение требует большей активности, самостоятельности.

Родители должны принимать непосредственное участие в исправлении речи своего ребенка. Им отводится особая, чрезвычайно ответственная и незаменимая роль.

Логопедическая помощь ребенку

Родители могут не только помочь специалистам в исправлении заикания, но иногда, в легких случаях, справиться с этим недугом самостоятельно.

Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необходимо обратиться к логопеду, невропатологу и психиатру в медучреждение по месту жительства. Одновременно желательно создать ребенку наиболее щадящий режим:

1. Ограничить до минимума речевое общение, вплоть до перехода на некоторое время на объяснение с помощью жестов и рисунков, превратив такое общение в увлекательную игру.

2. Исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки.

3. После 2–3 дней молчания можно осторожно перейти к использованию некоторой речи. Старайтесь представить это как своеобразную игру. Пусть это будет разговор с заболевшей куклой, которую громкая речь может напугать.

4. На 6–7 день после появления заикания следует начать петь с ребенком. Пение помогает организовать правильное речевое дыхание без специальных упражнений и сознательного участия ребенка.

5. Переход к привычной речевой активности должен осуществляться постепенно. В это время родители должны особенно тщательно следить за своей речью, не допуская торопливости. Желательно, чтобы обращение к ребенку было коротким, а произношение четким.

6. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.
Желание ребенка является важным условием исправления речи. Активная работа над собой — залог успеха плавной речи.

Памятка для заикающихся

1. Сначала подумай, потом скажи.

2. Вдохни, затем начинай говорить.

3. Говори медленно, спокойно, плавно, ритмично, слитно.

4. Говори смело!

5. Если затрудняешься сказать, сосчитай в уме до 5, а затем начинай говорить, соблюдая правила.

6. В свободное время напевай песенки.

7. Поменьше смотри телевизор: переутомление очень вредно для нервной системы.

8. Говори короткими фразами.

9. Декламируй стихи.

10. Никогда не начинай говорить сразу после бега; отдышись, потом говори.

11. Вдохни и на одном выдохе считай до 5, 10, 12, называй дни недели, месяцы, годы.

12. Разговаривая, помогай себе движением пальцев руки.

13. Играй почаще в мяч, одновременно вслух считай удары.

14. Слушай спокойную музыку.

Психологическая помощь ребенку

Как помочь своему ребенку?

Ответ может показаться странным, но прежде всего необходимо помочь самому себе. Да, так как в общении с вами ребенок учится владеть собой, формирует отношение к себе.

Первое правило заключается в том, чтобы признать себя, принять себя таким, какой есть. Только в этом случае ваше влияние на ребенка будет благоприятным.

Второе правило заключается в том, чтобы увидеть и услышать своего ребенка, по возможности отрешившись от привычных стереотипов, схем и страстного желания сделать его немедленно самым совершенным ребенком в мире.

Важным и сильным средством самоуправления, а также воздействия на речь является аутогенная тренировка.

Лучше тренировку проводить с постепенным переходом в состояние естественного сна. Помещение должно быть проветренным, одежда свободной и достаточно теплой. Сеанс проводится в положении лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз. Глаза закрыты, свет в помещении погашен либо приглушен. Далее произносятся молча (про себя) сами команды, приказы, в спокойной, но повелительной интонации:

— с каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше, я говорю плавно и красиво;

— я говорю плавно и красиво, волнения при речи больше не будет;

— всегда и везде моя речь будет плавной и красивой;

— мне нравится говорить ровно и ритмично;

— мне нравится говорить хорошо;

— я совершенно спокоен (спокойна), когда говорю;

— я спокоен, совершенно спокоен и уверен в своей речи.

Необходимо помнить, что ни один из перечисленных в этой памятке приемов сам по себе, в отдельности, не может дать устойчивых и окончательных результатов. Только длительная и кропотливая работа, ответственное отношение к своей речи приведут к положительным результатам.

 
12/07/2011
Источник: www.inet-med.ru
Популярные статьи