Конфликты в первый год жизни ребёнка: родители и дети

С появлением в семье ребёнка, особенно первенца, существенно изменяется внутренний мир и отца, и матери. При этом происходит переоценка приоритетов и потребностей, оживают с новой силой старые конфликты, неразрешенные в детстве, а также могут возникнуть и новые конфликты между молодыми родителями и их детьми. Примером может служить вечно актуальный конфликт современной мамы-''карьера или ребенок?''.

Дети, в отличие от детёнышей животных , абсолютно несамостоятельны и зависимы от своих родителей. Но, одновременно с полной зависимостью от родителя, человеческий малыш обладает и огромной силой влияния на него.
В результате, между ребёнком и родителями возникает очень тесная связь.
Её характеризует, прежде всего, взаимная зависимость -как воспитание и развитие ребенка не может происходить без родителя, так и родитель не может существовать без ребенка.

По мере взросления ребёнка эта зависимость значительно ослабевает.
Но в первый год жизни она является обязательным условием для нормального его развития, так как именно в этот период у малыша формируются чувства привязанности и доверия к родителю, которые и определяют модель его общения и поведения на всю будущую жизнь. Нарушение этой связи между родителями и малышом может вызвать те или иные отклонения в ходе нормального развития ребёнка и, соответственно, проблемы его воспитания . Поэтому,первый год жизни является критическим в установлении доверительных и эмоционально близких отношений с родителями.


Теперь понятно, насколько важно именно родителям растить малыша, а не перепоручать это третьему лицу. В противном случае эта связь между родителем и ребёнком не разовьётся и взаимное доверие будет недостаточным или не возникнет вообще.

Каков механизм этого взаимного притяжения? Как нам понять нашего малыша, его нужды и желания? Ведь нельзя спросить у грудничка - сколько ему лет, как его зовут, что он хочет и где у него болит.
А если родители не понимают ребенка, то они не смогут ему помочь.
Родители учатся понимать своего малыша через призму своих ощущений и понятий, иденцифицируя себя с ребенком и перенося на него свои ощущения или представления. Поэтому родитель и ребенок становятся как бы единым организмом. На практике это выражается, например, в проверке ''локтем'' температуры воды в ванночке для купания- если температура окажется нормальной для родителя, значит она подойдет и малышу.

Или другой пример: ребенок лежит в кроватке и пристально смотрит в потолок. Одна мама скажет о таком ребенке, что он исследует потолок и, наверняка, станет ученым, а другая-что он смотрит бесцельно, ему, наверное, скучно и она тут же начнет предлагать ему игрушки , в которых он,
в данный момент, может быть, и не нуждается. Так мы переносим на нашего ребенка собственные ощущения, иногда и ошибочно. Мы создаем идеальный образ ребенка и стремимся вести нашего малыша к этому идеалу. И в этом состоит положительное значение наших представлений о ребенке.

Иногда, конфликты и проблемы возникают, когда наши представления и фантазии не совпадают с реальным положением дел. Например , грудничок многим представляется розовым и кругленьким, спящим и не плачущим. Поэтому родители не хотят, чтобы малыш плакал и мама пытается любым способом предупредить или прекратить плач и так заработать очки ''хорошей мамы'' в глазах окружающих . При этом, она как бы прерывает свой диалог с ребенком и лишает его возможности выразить себя единственно доступным ему способом. А если малышу не дают немножко поплакать,тогда возникает сбой связи и конфликт между родителем и ребёнком.

Со временем ребенок научится плакать по-разному в различных ситуациях, а мать-слышать и понимать эти разные виды плачей. В этом и состоит смысл их диалога и общения.

Иногда плач малыша не переносим родителями из-за того, что ассоциируется с неприятным воспоминанием детства, связанным с наказаниями. Такие ассоциации могут привести к серьезному сбою в диалоге между ребенком и родителем.

Приведем другие примеры конфликтов родителей и детей:
Мама малыша очень активная личность и хотела бы с 3-х месячным ребенком провести время в путешествии, а её ребенок, естественно, не способен перенести его. Как решить такой конфликт?
В другом случае папа мечтал о сыне, а родилась дочь. Как он справится с этим несоответствием между фантазией и реальностью? Как будет решать все вопросы воспитания этого нежданного ребёнка?
Или, будущий отец мечтал, что будет играть с сыном в футбол, а только что родившийся ребёнок настолько мал и беспомощен, что ему даже страшно подойти к нему.

Часто конфликты развиваются, если существует несоответствие между темпераментом ребенка и родителя. Например, мама активна -ребенок флегматичен, или наоборот-мама спокойная, а ребенок гиперактивен.

Дети, даже грудные,пытаются сами разрешать конфликты с их родителями, что отражается в их поведении. Одни становятся излишне покладистыми, чтобы лишний раз не побеспокоить родителей; другие стараются рассмешить всегда грустную маму; третьи- плохо кушают или плохо спят, привлекая особое внимание родителей. Они очень умны, эти наши груднички. Надо всего лишь научиться понимать их.

 
Популярные статьи