Неврологическое наблюдение детей первого года жизни

Рождение ребенка — это праздник, за которым неизбежно начинаются будни с их ежедневными хлопотами, заботами и, к сожалению, болезнями. Особенно напряженным становится первый год жизни ребенка, когда приходится менять свой привычный образ жизни, учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье.

Хорошо известно, что «все болезни — от нервов», поэтому к детскому неврологу с различными вопросами обращаются не только родители, но и педиатры общей практики и «узкие» специалисты. Чтобы ответить на многие вопросы, детскому неврологу, как и врачу любой другой специальности, прежде всего, необходимо установить точный диагноз. В его арсенале имеются такие точные методы, как нейросонография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, электромиография, а также диагностические процедуры, использующие последние достижения нейрохимии и молекулярной генетики. Но наиболее ценными и информативными способами оценки работы нервной системы остаются традиционные сбор анамнеза (сбор медицинской информации о пациенте и его болезни) и осмотр. «Правильно и тщательно собранный анамнез — это 50% диагноза» — учат мудрые профессора студентов-медиков.

Для младенца его история начинается еще до его зачатия, со здоровья его родителей. Семейная предрасположенность к тем или иным заболеваниям, хронические заболевания матери (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и другие) до беременности, острые заболевания во время беременности (инфекционные, воспалительные и обострение хронических), курение, употребление алкоголя даже в минимальных количествах, различные осложнения течения беременности и родов — все это может отрицательно повлиять на развитие плода и формирование его нервной системы.

Очень ценными для врача-невролога являются данные о состоянии ребенка в первые минуты после рождения, которые фиксирует врач родильного дома в «обменной карте». Здесь указываются вес, рост, окружность головы и груди ребенка, его оценка по шкале Апгар, медицинские мероприятия, которые проводились в родильном доме. Шкала Апгар отражает основные физиологические параметры новорожденного: окраску кожных покровов, глубину дыхания, частоту сердечных сокращений, состояние рефлексов и мышечного тонуса. Каждый из этих клинических признаков оценивается по трехбалльной системе (0-1-2): чем лучше оценивается признак, тем выше его балл. Если за каждый из пяти клинических признаков ребенок получает высшую оценку (2 балла), то его суммарная оценка составит 10 баллов. Оценка ниже 7 баллов считается наряду с неблагоприятным течением беременности фактором риска для нервной системы ребенка.

Следует отметить, что совсем не обязательно все эти факторы риска должны реализоваться в какую-либо патологию нервной системы. Это только повышает риск развития заболевания. Тем не менее, очевидно, что разумнее провести все необходимые врачебные обследования до и во время беременности для снижения возможных рисков.

Неврологический осмотр ребенка первого года жизни состоит из четырех составных частей: оценки позы ребенка и его мышечного тонуса; оценки примитивных (врожденных) рефлексов; проверки двигательных, голосовых, познавательных и эмоциональных реакций, соответствующих определенному возрасту; оценки черепных нервов и глубоких рефлексов.

Оценка позы проводится в положении ребенка на спине в спокойном, бодрствующем состоянии. Первые 2-3 месяца жизни у детей наблюдается физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук и ног: ребенок лежит с умеренно согнутыми в локтевых, коленных и тазобедренных суставах конечностями. На третьем месяце жизни мышечный тонус постепенно снижается сначала в руках и несколько позже — в ногах. Принято оценивать пассивный и активный мышечный тонус. Пассивный мышечный тонус врач оценивает по степени сопротивления, которое он ощущает при совершении движений в различных суставах ребенка. Подтягивание ребенка за руки из положения на спине — простой и надежный способ оценки активного мышечного тонуса. Здоровый ребенок до трехмесячного возраста в ответ на подтягивание слегка сгибает руки в локтевых суставах и кратковременно удерживает голову по одной оси с туловищем, что указывает на нормальный баланс тонуса мыщц-сгибателей и разгибателей шеи. Если при выполнении этого теста голова ребенка пассивно падает вперед на грудь или остается запрокинутой назад, то это свидетельствует о нарушении мышечного тонуса. В первом случае наблюдается гипотония (снижение тонуса) мышц шеи и туловища, во втором — гипертонус (повышение тонуса) мышц-разгибателей шеи.

Следующий этап оценки неврологического осмотра грудного ребенка — оценка примитивных рефлексов. Описано множество врожденных рефлексов. По мере созревания нервной системы ребенка ряд этих рефлексов к определенному возрасту угасает. Время появления и угасания этих рефлексов имеет определенное диагностическое значение.

Следующий этап — оценка сроков формирования двигательных и эмоциональных реакций. Следует только подчеркнуть, что всем детям с задержкой развития, выявленной на первом году жизни, проводят тщательное клинико-лабораторное обследование с подключением врачей самых разнообразных специальностей, так как причиной задержки развития довольно часто служат не неврологические нарушения, а эндокринологическая патология, хирургические, генетические, инфекционные и другие заболевания.

И так, собран подробный анамнез, проведен полный неврологический осмотр, оценены результаты дополнительных методов исследования — врач устанавливает диагноз.

К счастью, тяжелая неврологическая патология, обусловленная гипоксией (недостатком кислорода), инфекцией, токсическим воздействием на плод алкоголя, некоторых лекарственных препаратов и т.п., генетическими и другими причинами, встречается редко и, большинство детей, рождается здоровыми. Гораздо чаще родителей и педиатров тревожит поведение так называемых «возбудимых» детей. Обычно родители возбудимых детей жалуются на их беспокойный сон, трудности при кормлении, беспричинный плач, эпизоды повышенной хаотичной двигательной активности, невозможность быстро успокоить ребенка. По данным многочисленных исследований только у 5% возбудимых детей диагностируют какую-либо патологию (заболевания желудочно-кишечного тракта, инфекционные болезни, неврологические и другие нарушения), а у остальных 95% очевидных причин для беспокойного поведения установить не удается. Психологи, изучавшие поведение детей, полагают, что в этих случаях повышенная возбудимость ребенка определяется прежде всего его темпераментом. Так было замечено, что с самого рождения в поведении младенцев наблюдаются явные различия. Одни из них много плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и просыпаются вне всякого расписания; одни постоянно ворочаются в своих кроватках, другие подолгу лежат очень тихо.

Классифицируя младенцев по этим показателям, исследователи разделили детей на спокойных, трудных и заторможенных. Спокойные дети (примерно 75% всех изученных) жизнерадостны, едят и спят в одно и то же время, хорошо адаптируются, их нелегко расстроить. Трудные дети (около10%) часто капризничают, потребность в еде и сне проявляется у них нерегулярно, они боятся новых людей и ситуаций, отличаются повышенной возбудимостью. Заторможенные младенцы (около 15%) относительно неактивны и капризны, от нового пытаются устраниться или реагируют на него отрицательно, но чем больше осваиваются в новой ситуации, тем реакции их становятся более адекватными. Родители таких детей иногда резко, раздраженно реагируют на их поведение, тем самым усугубляя нервозность, свойственную этим детям от рождения.

Таким образом, становится очевидной необходимость тщательного и своевременного наблюдения детей первого года жизни у невропатолога. Следует отметить, что профилактические неврологические осмотры грудных детей проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев, что позволяет вовремя отмечать возможные нарушения развития, устанавливать причину этих нарушений и проводить адекватную коррекцию.

 
12/04/2011
Источник: www.mamadeti.ru
Популярные статьи