Раннее развитие детей: методика Домана

Среди многочисленных методик раннего развития детей большой популярностью пользуется методика Глена Домана. Для многих родителей она ассоциируется с карточками со словами и картинками. На самом же деле методика Домана охватывает гораздо больше областей и направлена, в первую очередь, на всестороннее развитие головного мозга ребенка.

Глен Доман – кто он?

Глен Доман – американский военный врач-нейрофизиолог. Получив в 1941 году должность помощника руководителя отделения физиотерапии, молодой Доман совсем не был этому рад. Все его пациенты были с теми или иными повреждениями мозга, в том числе и после инсультов. Работая с ними с применением знаний, полученных в университете, Глен Доман не видел результатов. Он усердно применял растирания, прогревания, массаж парализованных рук или ног. Но пациенты оставались в таком же положении, как и раньше, и во многих случаях их состояние ухудшалось. Интуитивно он понимал, что причина лежит в головном мозге, но для ее выявления требовались знания и открытия, овладеть которыми в одиночку было не под силу.

Глен Доман сумел собрать команду специалистов, состоящую из нейрохирурга, психолога, физиотерапевта, логопеда, педиатра, терапевта, воспитателя и многих других. Все вместе они смогли разработать такую методику, которая позволяла детям с нарушениями центральной нервной системы и повреждениями головного мозга достигнуть невероятных результатов в развитии. Дети не только смогли ползать, ходить, бегать, но и в своем интеллектуальном развитии обгоняли здоровых сверстников.

Родители здоровых детей, замечая такие успехи, стали активно интересоваться данным методом и становились его сторонниками. Вот уже много лет методика Глена Домана успешно используется в раннем развитии как здоровых, так и детей с повреждениями мозга.

Методика Глена Домана

Глен Доман и его команда пришли к выводу, что при стимуляции одного из органов чувств происходит усиление активности всего мозга. Они связали физическое развитие с интеллектуальным, и доказали, что если развивать одно, то развивается и другое. Самый большой познавательный потенциал у детей до трех лет, с годами ребенок уже хуже поддается обучению. Мозг формируется и интенсивно развивается до семилетнего возраста, поэтому чем младше ребенок, тем легче его чему-нибудь научить. Малыш запоминает тонны информации, учится ее анализировать, сопоставлять. Возьмите даже первый год жизни, в течении которого ребенок столько всего успевает усвоить. Годовалого ребенка невозможно «перегрузить». Мозг имеет возможность в таком раннем возрасте воспринимать и запоминать всю предоставленную ему информацию.

Основным приёмом в методике Глена Домана действительно является демонстрация карточек. Показывая ежедневно карточки со словами и картинками детям с повреждениями мозга, специалисты команды Домана заметили, что очень скоро больные дети начинали читать, причем даже в таком нежном возрасте, когда их здоровые сверстники еще и не пытались делать это. Кроме того, стало очевидным, что такое обучение помогло детям продвинуться в их двигательной активности и физическом развитии и даже обогнать здоровых сверстников. Именно по этой причине методику Домана стали с успехом применять в развитии и обучении здоровых детей.

Также Глен Доман противник пеленаний, сковывающих движения младенца. Он считает, что новорожденного нужно постоянно выкладывать на живот, и идеальным местом для этого является пол, а не кроватка или манеж. На полу у ребенка есть свобода, не скованная перегородками. Если немного помочь малышу, то он уже в первый месяц жизни сможет проползать несколько метров. А ползание, как и другие виды физической активности, положительно влияет на интеллектуальные способности ребенка. Глен Доман ратует за то, чтобы постоянно тормошить ребёнка, поощрять его физическую активность.

Выбрав данную методику для развития вашего малыша, вы имеете все шансы вырастить из него эрудированного и интеллектуального человека, здорового физически. Ведь дети все рождаются гениями, но эти способности нужно развивать и применять.

Заниматься дома по карточкам Домана сможет любая мама. Если же она боится запутаться в инструкциях и премудростях методики, Доман рекомендует следовать велению сердца и ориентироваться на ребенка, наработать свой собственный ритм и способ занятий.

Как заниматься с ребенком по карточкам Домана?

Занятия с карточками по методике Домана

Обычно обучение происходит таким образом. Вначале детям показывают карточки со словами, написанными на белом картоне красным крупным шрифтом. Каждое слово четко проговаривается. Занятия продолжаются всего 5-10 секунд, за это время показывается несколько карточек со словами одной группы. В течении дня Доман рекомендует повторять такие занятия десятки раз. Мама сама определяет частоту и темп занятий. По мере освоения чтения добавляют карточки с красными крупными точками, обучающие ребенка счету.

Далее к обучению добавляются карточки с рисунками простых объектов и подписями под ними. Обучение происходит по принципу «от простого к сложному». На первых рисунках должны быть изображены знакомые лица, это могут быть фотографии близких, наклеенные на белый картон и подписаны снизу крупным красным шрифтом. После – простые запоминающиеся предметы и явления, разбитые на категории: животные, птицы, транспорт, фрукты, овощи и т. д. Каждый комплект карточек должен показываться отдельно. Например, в течении всего дня вы показываете малышу фрукты, вначале только произносите их названия, но со временем можно рассказывать о них подробнее.

Продолжительность занятий не стандартная, она зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. С малышами до полугода заниматься можно немного дольше, так как им будет очень интересно смотреть на яркие карточки со словами и картинками, они еще не уползают от вас, а внимательно смотрят. Но все же, прекратить занятие необходимо раньше, чем ребенок потеряет интерес. Когда ребенок уже ползает, но еще не ходит, ему интересно достать привлекшие внимание предметы, пользуясь своим умением передвигаться. Заинтересовать такого ребенка карточками удастся лишь на 5-10 секунд. А вот когда уже малыш ходит, а потом и бегает, занятия с карточками могут составлять и 1 секунду, мама успеет лишь показать 1-2 карточки, и ребенок убегает. В возрасте 3-4 лет к ребенку возвращается усидчивость, и тогда занятия с карточками можно проводить более длительный период, ему уже будет интересно узнать детали о предмете, изображенном на картинке. Глен Доман рекомендует сообщать ребёнку точные факты об изображённых на картинке объектах, а не абстрактные формулировки. Например, описывая пчелу, следует сообщить ребёнку набор фактов:

* Пчела – это насекомое.
* У пчелы есть крылья.
* Пчела летает.
* Пчела питается нектаром и пыльцой.
* Пчела делает мёд

А не описывать, что пчела красивая и хорошая. Таким образом, ребёнок не только научится читать, но и получит системные энциклопедические знания о мире.

Карточки Домана можно купить, скачать или изготовить самостоятельно

Самостоятельно изготовить карточки несложно. Это довольно увлекательный процесс, если делать все заблаговременно. Вам понадобится белый картон, красный маркер, клей, фотографии и рисунки. Мы живем в такое время, когда изображение любого предмета в хорошем качестве можно найти с помощью интернета. Поэтому нет необходимости искать картинки и вырезать их из журналов, фотографировать предметы, как это делали раньше. В изготовлении карточек станут полезными домашние фотографии каждого члена семьи отдельно, в качестве портрета, или же занятого каким-либо делом. Например, фотография ребенка, который кушает, играет или ходит. В подписи к таким карточкам пишем имя ребенка и действие, которое происходит. Это может быть словосочетание «КОСТИК ПОЛЗАЕТ» или предложение «КОСТИК КУШАЕТ КАШКУ».

Легче всего изготавливать карточки Домана в электронном виде – на компьютере. Вы просто находите в интернете нужные картинки и подписываете их крупными красными буквами. Затем карточки можно распечатать с помощью принтера на плотной фотобумаге.

При изготовлении карточек учитывайте, что желательно выбирать изображения, на которых присутствует лишь один объект. Оптимально, если на картинке изображён объект на белом фоне без дополнительных деталей (веток, травы и т.д.). Изображение должно быть максимально реалистичным, не мультяшным. Если у вас не получается найти хорошее изображение без лишних деталей, можно использовать и обычное фото. Однако при этом выбирать следует только те картинки, на которых минимум дополнительных объектов, и они не отвлекают внимание от основного.

Карточки должны быть достаточно крупными. Идеальный вариант – карточки формата А4. Однако это довольно затратно с учётом того, что карточек требуется много . Так что можно делать карточки размером 1/4 листа формата А4. То есть на один печатный лист поместится 4 карточки.

Изготовить карточки Домана своими руками – процесс длительный и трудоемкий. Порой за домашними заботами или другими делами у нас не хватает на это времени. Но сейчас в продаже уже имеются готовые наборы карточек с подробными инструкциями к их применению. Главное, сделать правильный выбор, учитывая качество печати и изображений. Купить карточки, DVD и пособия по Доману можно здесь.

 
Популярные статьи