Раннее развитие детей: методика Масару Ибука

Методика раннего развития Масару Ибука еще раз убеждает нас в неограниченных возможностях детей раннего возраста. Раннее развитие, по мнению автора этой методики, позволяет заложить все основы для будущих возможностей ребенка.

Масару Ибука не только ратовал за инновации, но и вводил их в жизнь. Будучи одним из основателей, президентов компании Sony, он направил свое внимание и на самое главное – на будущее, на детей. Он стал еще и директором Ассоциации раннего развития, организации «Обучение талантов».

К разработке этой методики его подтолкнула родительская необходимость. После серьезной болезни его сын стал резко отставать в развитии. И тогда Масару начал создавать свою систему обучения. Она и помогла восстановить физические и умственные способности сына. Эффективность методики обратила на себя внимание других японских родителей и даже педагогов.

Данная методика раннего развития была описана в его книге «После трех уже поздно» (1971г.). Согласно его методике, наиболее важный период для развития ребенка – возраст до 3 лет. Автор обращал внимание родителей на то, что к 3-м годам между клетками мозга зарождаются до 70-80% нейронных связей. В первые шесть месяцев мозг имеет уже 50% своего взрослого потенциала, к трем – 80%. Мышление, творчество, чувства, потребности после трех лет используют уже сформированную к этому возрасту базу. Значит, родители должны приложить все усилия, чтобы максимально сформировать эти основы уже до 3-х лет. В детском саду существенно влиять на развитие ребенка уже поздно. В своей книге он подробно описывает возможности осуществления раннего развития детей.

Масару Ибука обращает внимание на то, что вводить новый опыт детям нужно вовремя. Ребенку нужно дать возможность развить все его потенциальные способности. Его жизнь должна быть полноценной. Всестороннее развитие, а не узкая направленность. Например, хорошая музыка нужна не только будущим музыкантам, а иностранные языки – не только будущим лингвистам. Ребенку нельзя указывать границ. Трехлетний ребенок может удивляться не только Микки Маусу, но и шедеврам Леонардо да Винчи, Ренуара, Мане и др.

Дети, по мнению автора методики, осваивают всё самое сложное для нас практически неосознанно и с большой легкостью. Особенно это касается иностранных языков, игры на музыкальных инструментах. Самое главное – ребенок должен чувствовать любовь, уважение и поддержку своих родителей, иметь возможности для обучения.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание обучающего материала, а способы обучения ребенка. Он считает, что не нужно вскармливать насильственно детей цифрами, фактами. Мамы, которые рядом с детьми каждую минуту, могут почувствовать время, когда ребенку нужно дать новый опыт.Раннее развитие детей создает базу для дальнейшего обучения.

Он был убежден, что характер и способности человека не являются предопределенными от рождения. Они поддаются формированию в определенный период жизни. Самый благодатный период, с точки зрения физиологии мозга и детской психологии, он считал, как уже было сказано, возраст до 3-х лет. Именно в этот период следует особенно активно стимулировать развитие. Причем, успех развития зависит, по большей степени, не от задатков ребенка. Масару Ибука придерживался мнения Шиничи Сузуки, который говорил: «Нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения». Раннее развитие, по мнению Масару Ибука, это не воспитание гениев, а возможность воспитать ребенка здоровым, с глубоким умом, смышленым и добрым.

Масару Ибука предлагает использовать понятие «образ» как особый процесс мышления. С помощью него ребенок способен воспринимать и распознавать информацию. Малыш во время процесса познания создает моментальный образ и пользуется своей интуицией.


Автор методики считает, что следует поменять местами время установок вседозволенности и строгости. Чаще всего родители до садика позволяют детям всё, а после становятся грозными учителями. Он же предлагает изначально быть строгим и ласковым, а с начала самостоятельного развития ребенка научиться уважать его «Я», его волю. Принципы невмешательства в раннем возрасте и большого давления впоследствии очень негативно сказываются на развитии талантов и способны вызвать серьезное сопротивление.

Детям для успешного познания важен интерес, а не наши понятия «легко» и «трудно». Масару Ибука считает, что ребенку не обязательно идти, например, от арифметики к алгебре. Алгебра часто дает более прямой и логичный способ получения ответов. Согласно исследованиям в детском саду компании Sony, самой захватывающей музыкальной композицией для детей оказалась 5-я симфония Бетховена. А ведь мы считаем классические произведения достаточно сложными для детского восприятия, отдавая предпочтение примитивным детским песенкам. Детские песни же оказались, по результатам исследования, на последнем месте. Успешное обучение плаванию в раннем возрасте стало очередным доказательством позиции о том, что детям многое дается значительно легче, чем нам, взрослым. Поэтому наши критерии сложности здесь не срабатывают. Вы даже обратите внимание, что катание на роликах дети осваивают быстрее и более смело, а для каждого взрослого это становится большим испытанием.

Масару Ибука утверждал, что мозг ребенка способен вмещать безграничный объем информации. И он убеждал родителей, что мы не должны бояться перевозбудить, «перекормить» мозг ребенка. Наоборот, нужно бояться ему недодать. Ребенку до 3-х лет несложно выучить то, что ему интересно. Со временем он уже начинает не только заглатывать всё подряд, но и выбирать интересующее. Родителям не стоит беспокоиться о затраченных на это силах и энергии. Многие навыки, неосвоенные в детстве, уже очень сложно освоить в более позднем возрасте. Физические способности (чувство равновесия, координация движений), музыкальный слух, сенсорная реакция и многое другое нужно успеть развить в раннем возрасте.


Итак, не будем же терять время! Начнем развитие наших деток, открытых к познанию мира, прямо сегодня.

 
27/06/2011
Источник: www.roditeli.ua
Популярные статьи