Растим лидера

В наше время многие родители мечтают, чтобы их ребенок вырос конкурентоспособным, решительным, умеющим добиваться своего, убеждать других, преодолевать сложности и предъявлять себя. О необходимости развития лидерских качеств у детей говорят авторы многих современных книг о воспитании. Давайте попробуем разобраться, что такое лидерские качества, когда они начинают проявляться, можно ли их воспитать или они заложены генетически.

Лидер в пеленках

Начинается все с самого рождения. И здесь стремление лидировать — одно из проявлений эгоцентризма, с которым появляются на свет все здоровые дети. Лидерские качества в ребенке можно поддерживать с младенчества — хвалить за успехи, подбадривать при встрече с трудностями, поддерживать в моменты неудач и проявлять доверие, позволяя ребенку практиковаться в новых умениях и навыках. Важно не забывать, что именно дома происходят первые победы и первые поражения ребенка. Его способность убеждать и вызывать восхищение, умение принять поражение или горькую весть с достоинством закладываются и формируются родителями.

Лидеры и «псевдолидеры»

Если Ваш ребенок умеет громко раздавать команды и увлекать собственным примером на какое - ­нибудь «интересное» дело других детей, не торопитесь определять своего ребенка в лидеры. Понять, действительно ли Ваш ребенок — лидер, не просто, так как на первых порах в дошкольных группах лидируют «псевдолидеры». Но постепенно возрастная проницательность малышей, с одной стороны, и беспомощность «псевдолидеров», с другой стороны, оттесняют последних и выдвигают в центр внимания настоящих лидеров. Оказывается, среди детей, даже с большей остротой, чем у взрослых, проявляется деление на лидеров и «псевдолидеров». И соотношение настоящих лидеров и «псевдолидеров» в возрасте до 8 ­ -10 лет примерно равное.

Давайте разберемся, кто же такие «псевдолидеры», почему они сначала оказываются в центре внимания сверстников, а потом неожиданно для себя оказываются свергнутыми с пьедестала. «Псевдолидер» очень хочет быть в центре внимания, душой компании, но не может долго удерживать свои позиции по целому ряду причин. Прежде всего, такие дети почти всегда — эгоистичны и эгоцентричны. «Псевдолидеры» не расстаются с этими качествами долгое время, порой до конца жизни. Как следствие эгоизма — нежелание и неумение думать о чем­то или о ком­то, кроме собственных нужд и собственной персоны. Следующее качество «псевдолидера» — обидчивость, когда в любом поступке или в словах видится посягательство на его самолюбие. Основной метод воздействия «псевдолидера» на сверстников — конфликт, ссора, где дозволены любые методы. Также «псевдолидер» очень боится конкуренции, поэтому любую инициативу со стороны других детей, их попытку быть в чем­то лучше, чем он, «псевдолидер» воспринимает тяжело и старается подавить любыми способами. При внешней уверенности и активности, в глубине души «псевдолидер» неуверен в себе, боится поражения, боится быть смешным и неудачливым и, как следствие, теряется при переменах обстановки, неожиданных ситуациях, где нужно быстро принимать решения. В такие моменты он просто «буксует», теряет всю свою уверенность, прикрываясь агрессией. Понятно, что общаться с таким человеком можно, только подчиняясь. По большому счету, «псевдолидеры» не умеют договариваться.

При этом «псевдолидеры» могут быть очень милыми, обладать массой достоинств, и их тоже очень важно видеть и говорить ребенку об этом. Очень важно родителям вовремя подключиться, обратить внимание на особенности характера своего ребенка, чтобы будущее не принесло ребенку разочарование, обиды на друзей и непонимание, почему все от него отвернулись.

В этой ситуации важно разобраться, как вести себя с ребенком, на что в первую очередь обращать внимание, как поддерживать его не только в случае успеха, но и в случае неудач, конфликтов и непонимания со стороны взрослых и сверстников. Со своими сомнениями, беспокойством и переживаниями Вы можете обратиться к детскому психологу, профессионалу, который поможет разобраться, кем на самом деле является Ваш ребенок – лидером или «псевдолидером» – и избежать многих ошибок и сложностей при воспитании ребенка.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок обладает скорее «псевдолидерскими» качествами, чем лидерскими, то первые самостоятельные шаги Вы можете сделать сами.

Как вести себя с «псевдолидером»

1. Постарайтесь постепенно подвести ребенка к мысли, что «не главным» и «не первым» может быть тоже интересно и увлекательно. Можно привести несколько жизненных примеров, где тот, кто «первый», опирается на тех, кто рядом, и часто он не может справиться без поддержки других людей.

2. Важно показать «псевдолидеру», что другие ребята тоже могут быть сильными, добрыми, хорошими товарищами, т. к. часто «псевдолидеры» – глубокие индивидуалисты, видящие в других лишь соперников. И самое главное – найти возможность показать ребенку, что успех бывает не только личным, но и совместным с другими, где каждый вносит свою лепту.

3. Постарайтесь научить ребенка справляться со своей неуверенностью. Очень полезно для этого научиться сочинять вместе с ребенком сказки, рассказы, в которых главный герой (например, медвежонок) тоже «псевдолидер» встречается с теми же трудностями, что и Ваш ребенок в жизни. Ребенок может сам придумать выход из создавшейся неприятной ситуации, рассказать, что, по его мнению, чувствует медвежонок и как ему помочь.

Малышу на первых порах будет трудно самому понять, что же происходит, какие его качества мешают общаться так, как он хочет. Не исключено, что из «псевдолидера» он превратится в настоящего лидера. Вполне возможно, что этого и не случится, ничего страшного, кому, как не нам, взрослым, знать, что каждый хорош на своем месте.

Как развивать и поддерживать лидерские качества в ребенке?

1. Старайтесь поддерживать желание ребенка быть самостоятельным, объясняя при этом, что любые навыки требуют практики. Если ребенок сделал ошибку, пробуя что­то новое, важно предложить ему сделать еще попытку. Если же ребенок не готов к новой попытке, достаточно просто приободрить его.

2. Будьте честными со своим ребенком. Если родители разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует — и вера в собственные силы будет подорвана. Важно принять своего ребенка победителем и побежденным, сильным и слабым, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся. Важно разобраться, почему Вы иногда не можете принять своего ребенка таким, какой он есть в действительности, и в этом Вам может помочь психолог.

3. Есть мнение, что лидер начинается с соревнования. В соревновании есть «проигравший» и «победивший». Важно не перехвалить «победившего» и правильно поддержать «проигравшего». «Перехваленные» дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально достижениям. Важно научить ребенка реально оценивать свои поступки, свои достижения.

4. Важно научить ребенка воспринимать критику. Для ребенка важно научится воспринимать критику без чувства стыда и ощущения бездарности. Во многом это зависит от того, как родители говорят ребенку о его неудачах. Критика должна быть умной, конструктивной, направленной на поиски новых решений и новых навыков, а не на унижение достоинств ребенка. «Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделает сыну, как только останется с ним наедине, запомнится и станет важным уроком.

Неоправданные ожидания

Многим родителям свойственны ожидания того, каким должен вырасти их ребенок. Поверьте природе своего ребенка — пускай он развивает те качества, которые подарила ему природа. Родительская помощь заключается в том, чтобы быть ему примером, помочь ребенку выработать свои моральные ценности, поддержать и подбодрить в постижении нового.

Если природа создала ребенка застенчивым и тихим, это вовсе не значит, что она обделила его. Напротив! Его дар — наблюдать, размышлять, созерцать. Если ребенок выбирает более тихое или более уединенное место в жизни, это может означать, например, что он превыше всего ценит спокойствие.

Важно понимать, что Вы вкладываете в понятие «лидер». Быть лидером — это не значит бежать впереди всех, постоянно быть в центре внимания и считать себя особенным. Настоящее лидерство — это идти своим путем, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках. Для кого­то это толпа почитателей. Иным же довольно одного ­единственного друга.

Если Ваш ребенок не стремится быть на виду, всегда и во всем первым, а хочет оставаться в тени, не стоит его ругать, жалеть и критиковать. Важно присмотреться, понять, что доставляет ему особое удовольствие. Необходимо создать ребенку условия для того, чтобы он максимально развил свои навыки в той области, в которой ему хочется преуспеть.

 
Наталья Киселева, психолог 15/03/2012
Источник: www.domsemja.ru
Популярные статьи