Особенности воспитания девочек

Девочка должна быть тихой, хозяйственной и аккуратной, ее достоинства – послушность и мягкий характер, а главная задача – удачно выйти замуж, стать образцовой домохозяйкой и рожать детей. И это не описание методов воспитания Средних веков – это патриархальные реалии современной Украины, где девочкам забывают рассказать, что они личности и могут самостоятельно обустроить свою жизнь, карьеру и семью, не находясь в зависимости от мужчины. Психотерапевт Леонид Шемляков считает, что таким образом из девочек растят бесплатный обслуживающий персонал.

Средневековье в 2012 году

Когда я готовился к интервью на эту тему, если честно, сомневался, что проблема воспитания девочек в патриархальном стиле сейчас так же актуальна, как, например, еще 30 лет назад. Но был неприятно удивлен, найдя во многих советах по воспитанию девочек откровенно унизительные выкладки. Например, как вам это: «Воспитывая девочку, обходитесь без таких одобрений, как «молодец», «хорошо сделала», «умница». Такие слова поощрения заставляют девочку уподобляться мальчику и стремиться добиваться успехов, чтобы получать одобрение. Но это не сделает ее счастливой. Многие женщины, неправильно воспитанные, стремятся к достижениям, карьере, большому заработку, но еще больше чувствуют себя обездоленными и лишенными любви»? Уму непостижимо, что стремление к достижениям считается неправильным воспитанием в 2012 году!

Из девочек растят зомби

Если девочке с детства внушают, что она состоятельна только рядом с мужчиной, что ее главная цель – найти принца и тогда она будет счастлива, то это прямой путь к разочарованиям на протяжении всего дальнейшего ее жизненного пути. Кроме роли жены, других ролей для дочери родители не видят. В итоге такие девочки чаще, чем другие, вступают в необдуманные браки, попадают в зависимость от мужчин и гораздо тяжелее переживают развод. К тому же эта установка мешает девочке раскрыть свои таланты и способности. А какой от них толк, если главное в жизни – быть при муже!

Ласковая кошечка в кружавчиках

Распространенный социальный стереотип требует, чтобы женщина была всегда ласковой и послушной. Девочку строго наказывают за участие в драках, ей не разрешают играть в мальчишечьи игры и игрушки. Дочерям даже позже и с меньшей охотой, чем мальчикам, дарят желанный велосипед.

На самом деле проявление черт характера, которые по традиции называют мужскими, у девочки во многом связано с темпераментом и индивидуальными особенностями личности. Маленькими разбойницами часто бывают девочки гиперактивные, которым нравится привлекать к себе внимание, из таких любознательных и непоседливых девочек вырастают прекрасные лидеры.

Почему девочки должны быть тихими, послушными и безропотными? Потому что им придется подчиняться мужу? А почему они, собственно, должны подчиняться? Гораздо разумнее воспитать девочку так, чтобы у нее развились способность быть критичной и выражать несогласие и умение самостоятельно принимать решения, чтобы она была готова постоять за себя и свои права, если придется. Девочки, которых с детства готовили к роли безропотного существа, вырастают в женщин, которые годами терпят психологический и физический дискомфорт, не в силах что-то изменить. Эти девочки становятся женами алкоголиков, терпят рукоприкладство, измены мужа.

Ни один психически здоровый человек не может всегда быть добрым, ласковым и никогда не быть агрессивным или злым.

Уборщица с пеленок

Во многих семьях малышку чуть не с младенчества «приучают помогать по хозяйству». Причем это не игра и не обучение навыкам самообслуживания, а серьезная, часто непосильная нагрузка. Нередко на 5-6-летнюю кроху целиком ложится уборка квартиры, мытье посуды, не говоря уже о младших братьях и сестрах. Педагогический эффект такого «воспитания» практически равен нулю. Зависимая девочка со слабым характером покорится воле родителей и поверит, что ее место – на кухне. Девочка сильная и решительная при первой же возможности воспротивится родительской диктатуре и начнет строить свою самостоятельную жизнь вопреки родительским «рецептам».

Многие родители настраивают свою дочку: «Только опрятность, чистота и домашний уют создают настоящую женщину. Ты же девочка, поэтому должна…» Бывает, что у дочери пропадает всякое желание принадлежать к женскому полу. Никто не говорит мальчику: «Ты должен стирать и гладить вещи своей будущей жены, делать уборку, готовить, мыть посуду». И потом получается, что мужчина приходит с работы и устраивается к телевизору, потому что он устал, а женщина готовит еду и подметает, потому что она женщина и должна.

Обратная сторона медали

Есть и противоположная проблема у слишком продвинутых и современных родителей. Они с самого детства внушают девочке, что нечего таскаться с мальчиками и проводить время в непонятных компаниях, следует все свободное время посвящать учебе, потому что главное в жизни – знания.

При этом абсолютно не учитывается, что для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор умений и навыков, но и научиться быть женщиной, строить отношения с противоположным полом. В итоге девочку сбивают с толку, внушая ей, что главное в человеке – не внешность, а ум и душа, что модно одеваются только те, кому больше нечем похвастаться. Боясь раннего замужества, мама стремится привить дочери неприязнь к противоположному полу, страх перед интимной жизнью. В итоге «умная барышня» в скромном платьице и со строгой прической под недреманным маминым оком блестяще оканчивает школу, институт, аспирантуру. И не умеет хорошо одеваться, общаться с мужчинами, делать макияж и вести беседу. Девушка рискует навсегда остаться в одиночестве.

Поэтому не перегибайте палку, объясняйте своему чаду, что девушка должна быть и умной, и ухоженной, и что чтение книжек совсем не мешает посещению дискотек и свиданиям. Человек должен расти в гармонии души и тела.

Как дальше жить?

Родителям, которые хотят помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности, следует избавиться от гендерных стереотипов.

Например: мальчики – более способные математики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: «Девочки в математике высот не достигают». Вольно или невольно внушается, что математика – вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный: немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.

И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован.

Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий. И не всегда девочка может полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.

Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать девочек и мальчиков. Очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Но ни в коем случае нельзя растить из девочек существ второго сорта, предназначенных только для дополнения к мужчине.

Если вас не убедили все вышеприведенные доводы, вспомните о том, что на четыре брака приходится три развода и маловато осталось мужчин, которые готовы прожить всю жизнь в моногамии. Так что ваша дочь, воспитанная как приложение к мужчине, может стать приложением к пустоте и безрадостной жизни.

 
Леонид Шемляков, психотерапевт 10/02/2012
Источник: www.interfax.by
Популярные статьи