Как научить ребенка разбираться в часах и времени?

Как научить ребенка разбираться в часах и времени?  

Дата: 21/11/2012 14:37
Настя
Ответить
Загрузить фото:
Дать ответ
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Наташа 22/11/2012 16:12
Научить малыша разбираться со временем, на первый взгляд, сложно. Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем. Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. В его понимании, время течет не так, как у взрослых. Занимаясь чем-нибудь интересным, играя в интересную игру, или на прогулке время у малыша ускоряется. Ему кажется, что он играет совсем немного. На самом же деле, могут проходить часы. Когда же ребенок должен что-то выучить, убрать за собой, посещая врача, время в восприятии ребенка может тянуться довольно долго.
Запоминаем последовательность событий

Чтобы научить ориентироваться ребенка во времени не нужно показывать, где какая стрелка, и что это значит. Начать необходимо издалека. Ознакомьте ребенка с самим понятием времени. Мама и папа могут сделать это, даже не замечая этого в процессе повседневных игр и занятий. Ребенок должен усвоить для начала самые простые вещи. Например, то, что за днем наступает ночь, а за ночью утро. Малыш должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что за чем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить малыша выучить положения стрелок на часах. Всегда говорите ребенку: "Спокойной ночи" и "Доброе утро" - это самый простой способ дать разобраться во времени суток. Нужно акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой можно проследить последовательность, например, "Колобок". Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: "Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?"
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим

Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с малышом лучше строить на примерах. Приведите пример из его жизни. Скажите о том, что происходит сейчас – это настоящее. То, что ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий. Еще лучше, если ребенок сам будет называть примеры. Продемонстрируйте ребенку, что можно сделать за минуту, секунду, час. Для этого можно воспользоваться таймером, и смотреть, за сколько малыш сможет выполнить то или иное действие.
Определяем времена года

Следующий шаг – это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого, выйдите на улицу – понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Кроме того, в продаже можно приобрести много учебных книжек, которые помогут познакомиться вашему малышу со временами года. Рекомендуется также прочесть сказку "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.
Разбираемся в часах

После того, как ваш малыш освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Но для этого, конечно же, ребенок должен разбираться в цифрах, и уметь считать. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями. Объясните ребенку, что у часов есть две стрелки, и о том, что они вертятся и показывают время: от цифры 1 до 12. Освойте сначала часовую стрелку, а потом уже минутную. Не требуйте, чтобы ребенок запоминал все точно до минуты. Пусть ребенок ориентируется в духе "почти два часа", "чуть больше часа", "половина восьмого". Свяжите то или иное время с каким-то действием, которое выполняет ребенок каждый день. Например, в 8 00 утра он встает, а в 9 30 он идет в детский сад. Когда ребенок хорошо освоит часовую стрелку, можно будет переходить и к минутной.

Автор: Денис Сетин
Ама 22/11/2012 08:41

Большинство детей в саду не могут дать ответ на вопрос: «Который сейчас час?» Кажется, что может быть проще – смотри на стрелки и считай! Но малышам очень тяжело соединить в сознании, что наложенные друг на друга циферблаты - часовой и минутный - существуют не только сами по себе, но и одновременно друг от друга зависят. Как научить ребенка разбираться во времени?

1. Для начала не используйте минутную стрелку вообще. Остается 12 цифр, которые ребенок уже знает и умеет сосчитать. Поделите время, например, на пять часов, половина пяти, около пяти, немного больше пяти. Для ребенка такое приблизительное деление предостаточно. Не спешите показывать ему «без пятнадцати» или «без пяти». Не стоит форсировать события, ведь ребенок снова начнет путаться.

2. Когда дошкольник привыкнет «чувствовать» положение часовой стрелки, очень медленно, буквально по минутке, добавьте второй минутный циферблат. Закрепите ваши знания: попросите показать, где какая стрелка и какая короче.

3. Попробуйте соорудить свой макет часов. Сначала прикрепите только часовую стрелку, а затем и минутную. Ему будет довольно интересно самому двигать стрелками, а вы сможете определить, насколько ребенок понимает зависимость.

4. Обязательно покажите, как правильно движется стрелка: слева-направо, но никак не иначе. Поясните, что часовая стрелка проходит расстояние от одной цифры к другой за один час, а когда часовая стрелка показывает ровное время, минутная стрелка всегда поднята вверх и стоит на отметке 12.

5. Расскажите ребенку, что иногда людям очень важно ориентироваться внутри каждого часа. Например, расписание поездов, даже расписание будущих уроков, график занятия кружков – везде требует знание минут, чтобы не опаздывать в то или иное место.

6. Проверяйте знания ребенка и давайте ему задания типа:
- передвинуть стрелки, чтобы показать, какое время будет через полчаса;
- через час;
- через 2 часа с половиной (введите понятие через полтора часа, два часа и т.д.).

7. Далее начинайте вводить понятие 5, 10, 15 минут. Расскажите, что в каждом часе 60 минут, и от одного деления до другого – 5 минут. Попросите выполнить задания: который час будет через 5 минут, 15 минут и т.д.

8. Объясните, что если минутная стрелка не дошла до 30 минут, принято говорить «столько-то минут такого-часа», например 13 минут девятого, и это то же самое, что и «восемь часов, тринадцать минут». Потренируйтесь называть время обоими способами.

9. Для лучшего усвоения материала, через короткие промежутки времени спрашивайте время на реальных часах.

10. Составьте с ребенком график, где вы будете вписывать время, в которое происходят то или иное событие. Ребенку будет интересна эта форма заполнения, тем самым он намного быстрее станет ориентироваться во времени.