Что такое педагогический прикорм?

Что такое педагогический прикорм?  


Дата: 26/11/2012 15:02
Анюта
Ответить
Загрузить фото:
Дать ответ
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Юлия 29/11/2012 15:46
британский метод Baby-Led Weaning.
постараюсь написать о принципах BLW и о бросающихся в глаза отличиях от педприкорма.

Основное в BLW – ребёнок с самого начала прикорма получает пищу с общего семейного стола и ест сам. Упор делается не на «накормить ребёнка», а на то, что ребёнок знакомится с разнообразными продуктами, их вкусом и консистенцией. Прикорм вводится не ранее 6 месяцев. Основной признак готовности к прикорму: ребёнок может сам взять еду и положить в рот, а также может сидеть сам или с небольшой поддержкой.

Главное отличие от российского подхода – отствутствие микродоз. С самого начала ребёнку позволяют съедать столько, сколько он хочет, без микродоз, ограничения количества и вида продуктов (за некоторыми исключениями). Авторы рекомендуют давать куски, которые ребёнку удобно держать в руке, например, соцветие отварной брокколи или куриную ножку. Конечно, первое время он скорее будет обсасывать их, чем съедать, умение жевать развивается постепенно. Предлагают класть перед ребёнком несколько кусков таких продуктов, а уж он сам решает, что и сколько ему съесть. Если всё съедает, можно предложить ещё кусочек. Искусственнно аппетит не ограничивают, но и ни в коем случае не настаивают и не используют сказки, игры и другие уловки. Но и любую другую пищу, которую едят в семье, можно давать.Крупные куски можно положить перед ребёнком на стол (или «поднос» детского стульчика). Мелкие куски, рассыпчатые, жидкие, полужидкие блюда – в тарелочку или мисочку. Родители могут накладывать еду на ложку или накалывать на вилку, но не кормят сами, а дают прибор в руку ребёнку, чтобы он параллельно с изучением пищи учился пользоваться и приборами. Ребёнок может есть и пальцами. Суп можно выпивать из мисочки, либо есть, обмакивая в него хлеб. В суп-пюре можно обмакивать ложку или пальцы и их облизывать.

Существенным отличием BLW от педприкорма является также то, что авторы британского метода считают его подходящим для детей не только на ГВ, но и на ИВ. Для грудничков BLW особенно естественнен, т.к. на ГВ по требованию дети тоже сами определяют количество съедаемого и знакомы с разными вкусами из рациона мамы через её молоко. Кроме того, при сосании груди малыш совершает движения, похожие на жевательные, что тренирует мышцы челюсти для поедания твёрдой пищи. Но и для искусственников этот метод возможен, хотя им и требуется больше времени, чтобы освоить взрослую еду. Упоминаются рекомендации ВОЗ кормить грудью 2 года и дольше, подчёркивается важность грудного молока в рационе ребёнка. Для искусственников наиболее полезным молочным продуктом остаётся смесь. В книге множество примеров из жизни семей, практикующих BLW, и надо сказать, что в большинстве из них упоминается ГВ и только в одном бутылочка.

В целях безопасности важно, что пищу получает только сидящий ребёнок (у мамы на коленях или в специальном стульчике) и в присутствии взрослого. По этой же причине не дают целые виноградины, орехи и т.п. Откровенные вредности типа чипсов и колы настоятельно рекомендуют перед ребёнком не употреблять. Сахар и соль ограничивать, помня, что во многих продуктах (хлеб, сыр), соль и так содержится, но полного запрета нет. Соки лучше не давать как можно дольше, а если и давать, то в небольших количествах и разбавляя 1:10. К специям и пикантным блюдам отношение положительное. Если вы любите тайскую еду, в том числе и острую, вполне можно предлагать её ребёнку, он сам решит, к чему его организм готов, а к чему ещё нет. Стоит ограничивать молочные продукты в рационе ребёнка, т.к. для маленьких детей гораздо полезнее грудное молоко или адаптированная смесь. Если в вашей семье нет пищевых аллергий, то и в этом отношении ограничений нет. Если аллергии в семье есть (или проявлялись у ребёнка на ГВ), то лучше эти продукты ограничивать. Также при аллергиях и других проблемах со здоровьем стоит посоветоваться насчёт введения прикорма с врачом. Неоднократно подчёркивается важность как можно большего разнообразия питания, тогда ребёнок может выбрать те продукты, которые необходимы его организму в конкретный момент развития.

Авторы книги допускают принятие пищи не только за столом, если это практикуется в семье. Если родители едят в гостиной с тарелкой на коленях, можно и ребёнка кормить там же. Важно, чтобы телевизор был выключен и ребёнок мог сконцентрироваться на еде. Можно использовать и то, что дети с удовольствием тащат в рот пищу (и не только пищу) с пола и время от времени устраивать пикники, в том числе и в квартире. Помимо основных приёмов пищи, в течение дня можно давать фрукты, овощи, рисовые хлебцы (по частоте их упоминания данный продукт можно сравнить с российскими сушками :) )

Игры с едой рассматриваются как нормальный этап познания мира и не пресекаются, в отличие от российского педприкорма. Играя с пищей, дети знакомятся с размеров, формой, весом, цветом и прочими свойствами различных продуктов. Авторы считают, что дети, которые имели возможность пройти через этот этап, более прилично ведут себя за столом в старшем возрасте.

Так же в BLW нет правила: еду даёт только мама. Ребёнок может брать доступную еду сам, еду могут предлагать также папа, другие члены семьи, няня.
Рузана 28/11/2012 12:55
Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше. Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?

Что такое прикорм
Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.

По формулировке ВОЗ, введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения
особых потребностей грудного ребенка.

Когда?
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом – к трем, к четырем, и наконец – к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!

Чем?
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма – для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий – мясной, и уж потом все остальное.

Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае  
для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен – растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не нужно.

Как?
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве – это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает – если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?

Примерные этапы прикорма.

Первый этап: 6-7 месяцев.

На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика – это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

Пища, которую получает малыш на этом этапе – размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.

Второй этап: 7-8 месяцев.

Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.

Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

Третий этап: 8-10 месяцев.

Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело – предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.

Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

Четвертый этап: 10-12 месяцев.

Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо - прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.

К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!
 
Частые ошибки при введении прикорма

прикорм – не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно – прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать – спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.
Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле – не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним – адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях – уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов – всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.
Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям
кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев – в частности, популярный чай из ромашки – оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма.грибы – пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.
Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма
Из давних времен пришли к нам два главных признака того, что малыш готов к получению новой пищи: когда у него появляются новые зубы и он научился сидеть.

Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:
угасание выталкивающего рефлекса – если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.
Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше – все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.
Леся 27/11/2012 17:37
Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:


Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не "расстраивается", он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит:

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.