Как научить ребенка выговаривать букву "Р"?

Как научить ребенка выговаривать букву "Р"?  


Дата: 26/11/2012 17:36
Констанция
Ответить
Загрузить фото:
Дать ответ
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Катя 02/12/2012 18:35
чтобы ребенок стал говорить букву р без логопеда, надо играть с ним в такую игру: вместо Р в словах всегда говорить букву Д, через недельку такой игры все получится.Я так училась в 6 лет. Успехов.
Юлия 30/11/2012 15:22
Дочка до сих пор не во всех словах выговаривает эту букву,не может сказать там,где она твёрдо звучит.Как-то на очередную просьбу скажи РЫБА,ответила -акула
Ольга 28/11/2012 13:04
Если ребенку уже 4 или больше, можно воспользоваться специальными упражнениями для звука Р. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть не только лицо взрослого, но и свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
«Парус»
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом состоянии.
Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
«Прогони комарика»
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
«Прикусывание кончика языка»
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
«Лошадка»
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно, быстрее, очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
«Качели»
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка: отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
«Дятел»
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д. (15-20 секунд).

После того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, пробуем вызвать звук Р. Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук Р, так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение. Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску. Можно попросить малыша порычать, подражая рокоту самолета или рычанью собаки – "ррррр…", или карканью вороны – "карррр…".

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.
Можно сказать ребенку: «Попробуй «завести мотор»!». Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют.
Попросите малыша, удерживая язык широким «побарабанить» им за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…). В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца, малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.
Добившись вибрации кончика языка с помощью пальчика, продолжительность ее удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее.
На любом из этапов не следует торопиться. У ребенка может получиться раскатистый звук р с первого раза, а может потребоваться и несколько месяцев. Важно выполнять упражнения ежедневно.
Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук Р ребенок не произносил. Добавив к звуку Р гласные а, э, ы – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком.
Анна 27/11/2012 15:15
Беспокойство возникает тогда, когда и спустя пару лет «разговорного стажа» малыш не может четко произносить некоторые буквы. Самая популярная трудность выявляется с буквой «р». Она часто становиться неподдающейся для деток. Трудно встретить родителей, которые не задавались вопросом, как научить ребенка говорить букву р. Конечно, не стоит паниковать, если не удается справиться с этим вопросом, когда речь ребенка лишь развивается, осуществляется ее становление. Но если своевременно не откорректировать произношение, то картавость может сохраниться до зрелого возраста.

В формировании речи малышей существует определенный график. Конечно, научить ребенка говорить букву р в двух- трехлетнем возрасте не так просто, но уже с самого начала можно проводить занятия для «выговаривания» малыша. По статистике, буква «р» покоряется детям самой последней. Самый наилучший возраст для ее глубокого усвоения это 5-6 лет. Специализированное лечение и своеобразные тренировки до этого возраста не требуются.

Помощь логопеда и самостоятельные занятия

В случае если самостоятельные попытки научить ребенка говорить букву р, не достигают нужного эффекта, то стоит посетить консультацию логопеда. Во-первых, специалист выявит причину, из-за которой звук не получается произнести. Ведь детки произносят букву «р» всевозможными методами. Одни заменяют ее другими звуками, к примеру, на «л». Другие проглатывают ее на окончаниях, или говорят лишь в определенных словах, часто в середине слова. Встречаются случаи произношения буквы р с помощью гортани. Этот последний способ – один из основных признаков для беспокойства. Причина ошибочного произношения может заключаться в слабо развитом дыхании или артикуляционном аппарате. Логопед установит все особенности и проблемы произношения, поможет выбрать индивидуальные упражнения и научить ребенка говорить букву р.

Но самая основная цель посещения консультации – выявить тяжелые отклонения на начальной стадии. Из-за ошибочного выговора буквы «р» иногда формируется такая патология, как дизартрия, при которой может быть затронут головной мозг. Данные нарушения крайне важно определить на начальных этапах.

Если же все в порядке, и становление речи проходит планомерно и правильно, то вполне реально шаг за шагом выполнять нетрудные упражнения для тренинга язычка самостоятельно:

первое эффективное упражнение: вымытый большой пальчик руки малыш укладывает под язык, а после начинает передвигать им вправо-влево. Чтобы ребенку было интересно, можно провести аналогию такого действия с «заведением моторчика».
Поиграйте с малышом в «чистые зубки». Вначале необходимо растянуть губы в произвольной улыбке, и имитировать «чистку» кончиком языка задней поверхности верхних зубов. Необходимо не шевелить в процессе упражнения нижней челюстью.
Следующая действенная тренировка, чтобы научить ребенка говорить букву р и другие буквы, – это цокать язычком, подражая звукам копыт лошадки.
А можно и слегка пошалить. Малышу нужно высунуть расслабленный язычок меж зубов и поболтать им с получающимся звуком, будто дразнясь. Или посоревнуйтесь, кто сильнее высунет язык.
Подобные упражнения натренируют мышцы артикуляционного блока и помогут в последующем научить ребенка говорить букву р самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

С целью научится правильным образом ставить язычок, необходимо тренироваться на остальных звуках. Прекрасно для этого подходят длительные «д» и «з». Систематически произносите их, просторно растянув губы.

Игры с пользой

Ну, какое же обучение малышей обходится без интересных игр? И этот случай не исключение.

Можно заучить или прочесть парочку скороговорок. Освоив произношение недоступной буквы «р», детки часто и с радостью готовы продемонстрировать свой навык. Пускай малыш закрепляет мастерство, повторяя такие, всем известные, скороговорки или можно сочинить скороговорки самим:

Руками рубли разворачивали и переворачивали.

Рукавицы у Романа вывалились из кармана,

Почему же наш Роман не положит их в карман?

На дворе зима давно

Руки мерзнут все равно.

Главное, чтобы желание научить ребенка говорить букву р осуществлялось в форме увлекательной игры, а не утомительных занятий. Правильно произносить звуки, бесспорно, важно, но не нужно заставлять малыша. Без желания все занятия могут не дать желанного результата. Интересны малышам такие занятия, которые можно повторять каждый день по 3-5 раз:

«Рычание» - смотря на изображение с тигром, рычите вместе с крохой;
Соревнуйтесь - попробуйте дотянуться кончиком языка до кончика носа, а после прикоснуться им подбородка;
«Кошечка» - налить в тарелочку молоко или сок, и полакать его, подражая кошечке.
Пользуясь этими советами вы сможете научить ребенка говорить букву р!